Закалённое стекло
Безопасное закалённое стекло.
Закаливание стекла - один из способов значительно повысить прочность стекла, изменив его характеристики. Кроме того, при разбивании закалённое стекло не образует осколков с острыми углами, а рассыпается на безопасные фрагменты. Процесс закаливания стекла состоит из двух стадий: нагревание и последующее его быстрое охлаждение с помощью наддува воздуха. Охлаждение поверхностных слоёв стекла приводит к быстрому отвердению, в то время как внутренний слой стекла остывает медленнее и, сокращаясь, тянет за собой поверхностные слои, что вызывает в них напряжение сжатия. Внутренний слой при этом подвергается растяжению, так как поверхность его уже успела отвердеть. Обычно в закалённом стекле 60% внутреннего объёма испытывают растяжение, а 20% каждого из поверхностных слоёв - сжатие. Уровень существующих напряжений можно изменять, регулируя скорость охлаждения стекла.
Характеристики закалённого стекла:
Удельная масса, кг/м² | 2491,4 |
Масса 1 м² листа стекла толщиной 5 мм, % |
2,51 |
Пропускание света для листа толщиной 5 мм, % |
85-90 |
Модуль Юнга, МПа | 66000-73500 |
Прочность на растяжение при изгибе, МПа |
200 |
Выдерживаемый перепад температур, ºС |
250-300 |
Закалённое стекло невозможно подвергать последующей обработке, поэтому закаливается не листовое стекло, а почти готовое изделие после необходимой нарезки в размер, обработки кромок, сверления и шлифовки. Закаливанию можно подвергать практически все виды стекла, за исключением армированного и некоторых видов декоративного стекла. Основное направление применения закалённого стекла - это интерьерное и фасадное остекление с повышенными требованиями к физической безопасности людей: облицовка лоджий, балконов, эскалаторов, ограждение автострад, остекление куполов, фонарей зданий. Закалённое стекло также широко применяется в транспортном машиностроении (лобовые и боковые стёкла кабин, вагонов), кораблестроении (иллюминаторы), производстве мебели. Закалённое стекло активно используется в производстве стеклопакетов.